Хрустальный свет
Стразы… От этого слова веет модой, гламуром,
шиком. Стразами украшают нижнее бельё,
электрические розетки, короны всевозможных
"Мисс". Люстры, разумеется, тоже украшают.
Зайдёшь в салон света, и непременно продавец
подведёт вас к роскошной классической люстре с
висюльками, и с придыханием провозгласит,
указывая на искрящиеся подвески: Страаассс!
Сваровски!!! Настоящий хрусталь… Не подделка, не
Китай какой-нибудь! И тут невольно вспоминаешь,
что слово Страсс (Страз, Штрасс) стало широко
известно, обозначая именно подделку.
В 1758 ювелир
и химик Штрас (Georges Frederic Strass, 1701-1773) получил стекло
с высоким (более 50 %) содержанием свинца и
использовал его в производстве имитирующих
бриллианты камней. Хотя первая успешная попытка
производства "особого вида стекла,
напоминающего хрусталь" была предпринята
Георгом Равенскрофтом в ещё 1677 г. (он и добавил
оксиды свинца в стекло, добиваясь большей
прозрачности), именно сходство изделий Штраса с
драгоценными камнями сбивало с толку
непросвещенных обывателей, что давало
мошенникам возможность неплохо зарабатывать на
бижутерии. Вскоре ненастоящие бриллианты (а
также почти-изумруды, псевдо-топазы и
квази-аметисты) стали называть стразами.
Получение качественного свинцового хрусталя (в
современной классификации оптических стёкол -
тяжёлого флинта), а так же огранка стразов стали
отдельным направлением ювелирного искусства. Но
в памяти народной слово страз долго ещё
ассоциировалось с мистификацией,
мошенничеством.
Прежде чем вернуться в настоящее время, в мир
украшенных блестящими искрами джинсов и
сверкающих многокаскадных люстр Faustig,
рассмотрим ещё одну игривую неискренность
блеска подвесок из хрусталя. Горный хрусталь…
Хрусталь. Хрусталь Сваровски,
хрусталь Асфур… Оптическое стекло, тяжёлый
флинт… А никто и не говорил, что свинцовый
хрусталь, наследие Штраса, и хрусталь горный - это
одно и тоже!
Название
горный хрусталь ввел в употребление
древнегреческий ученый Теофраст. Происходит оно
от греческого кристаллос - лед. Древние
мастера-ювелиры линзами из хрусталя расплавляли
металл. Народы Тибета применяли хрустальные шары
(как концентрирующие бактерицидный ультрафиолет
линзы) при лечении ран. Из хрусталя вырезались
чаши, и кубки - и именно из них в древнегреческих
мифах боги, герои и цари вволю вкушали
древнегреческое вино. В зной египетские фараоны
прикладывали ладони к гладким и холодным шарам
из ледовитого камня - для охлаждения царственных
рук.
И разумеется, волшебный лёд использовался в
амулетах и украшениях. И используется по сию
пору, несмотря на то, что ещё в XVII веке знаменитый
английский физик Роберт Бойль окончательно и
четко определил горный хрусталь как минерал, а
современная наука прозаично называет его
двуокисью кремния. И уже в XVIII веке дорогой
розовый вид горного хрусталя - аметист -
хитроумно подменялся стеклом, изготовленным по
технологии Штраса, с добавлением окиси кобальта.
Чтобы не путаться, горный хрусталь и называют
горным, в отличие от просто хрусталя - стекла с
добавлением оксида свинца (в современном
производстве хрусталя наряду с этим соединением
также используют оксиды бария и цинка).
Итак, хрустальные подвески на люстре - они вовсе
не из горного хрусталя (за исключением
эксклюзивных моделей), так же, как и стразы на
пряжке ремня - не всегда бриллианты. Но какая, в
конце концов, разница, если красиво? И висюльки на
хрустальной люстре - это тоже не такая простая
вещь, как пластиковые подвески люстры Каскад (в
СССР считавшейся всенепременной принадлежностью гостиной
или зала). Игра света, практичность, престиж - всё
это зависит от трёх составляющих: материал,
огранка, имя производителя.
Помимо упомянутого уже хрусталя, в
светотехнической промышленности для
изготовления подвесок и других рассеивающих
элементов широко используются и другие
оптические стёкла, с меньшим содержанием свинца
и прочих добавок. ГОСТ 24315-80 гласит: если
содержание свинца, бария или цинка составляет не
менее 10%, продукция является хрустальным стеклом,
малосвинцовый хрусталь содержит 18-24% оксида
свинца, дорогой свинцовый хрусталь - 24-30%, элитный
высокосвинцовый - более 30%. Европейская
классификация: Crystalline (кристалин) - 1-15% оксида
свинца, Crystal (хрусталь) - 16-23%, Full Lead Crystal (свинцовый
хрусталь) - 24-30%. Доргой европейский хрусталь: Crystal
D'Arques (Франция), Riedel (Австрия), Spiegelau и Bauscher
(Германия) с 24-процентным содержанием оксида
свинца и 33-процентный Waterford (Ирландия). Swarovski STRASS
используют хрусталь с содержанием окиси свинца
не менее 32%.
Что дают эти добавки? Во-первых, вес. Хрусталь
тяжелее стекла. Во-вторых - прочность. В-третьих,
разумеется, стоимость повышается с повышением
процента добавок. Но самое главное - эти добавки
дают неповторимую игру света на изделиях из
хрусталя: от помпезной люстры до маленькой
бусинки. Сухо, по-научному, говорят о высокой
дисперсии и достаточной для тонкой огранки
прочности материала. А если отвлечься от люстр,
если вспомнить древнегреческих героев,
поднимающих кубки… Звон хрусталя - мелодичный и
долгий - не спутаешь с глухим перестуком
стеклянных стаканов.
Огранка и
полировка придают изделию законченный вид, во
многом определяя его стоимость. Чёткие грани,
большое их количество и геометрическая точность
радуют глаз игрой разноцветных бликов. Качество
поверхности определяет также удобство ухода -
если мы говорим о люстрах, например, то пыль и
мельчайшие водяные брызги не оседают на добротно
обработанных кристаллах. Форма и цвет изделия
тоже многое определяют. Дизайн бус, подвесок и
других элементов убора люстр следует за модой:
если раньше были популярны подвески мягкой,
обтекаемой и миндалевидной формы, то сегодня
также популярны скошенные углы и ассиметричные
композиции. Есть и традиционные формы, неизменно
украшающие классические светильники: chaton
(огранка, как у ювелирного камня), flatback (плоский
бриллиант), капля, дубовый лист, соляной кристалл.
Назначение люстры вполне утилитарно, но издавна
светильникам отводилась роль статусных
принадлежностей интерьера. А где статус - там,
зачастую, и роскошь. А где роскошь - там Имена.
Сваровски, Прециоза, Богемский хрусталь…
Помните, в "Мимино" на суде выяснилось, что
люстра, которую герой случайно стулом задел, была
не богемская? Кроме известных производителей
хрусталя, есть и известные фабрики света,
использующие его в своих произведениях. И, хотя
под маркой Swarovski также производятся светильники
(в основном - встройка), на весь мир известны имена
производителей люстр из хрусталя - такие, как Faustig, Schonbek.
Кто-то ищет
светильник роскошный и дорогой, отдавая
предпочтение не столько изысканности форм,
сколько количеству дорогого хрусталя, позолоте и
пышности дизайна. Другие хотят найти
соответствие интерьера жилища своему
внутреннему миру, разыскивая люстру, выполненную
по дизайну, подходящего именно им. Третьи
считают, что назначение интерьерного
светильника - освещать жилую зону, и всякие там
висюльки и кренделя лишь осложняют эту задачу. Но
даже самые строгие, технологичные и аскетичные
дизайнеры и производители - нет-нет, да и включат
толику хрусталя в свои произведения. Ведь игра
бликов на кристалле всегда радует глаз - и
хрустальный свет делает мир дружелюбнее.
© LuxZ.ru При цитировании,
полностью или частично, указание источника
обязательно. |